На горизонте игропрома снова сгущаются тучи советского постапокалипсиса. Проект PIONER уже несколько лет будоражит умы фанатов, обещая невозможный коктейль: мрачную атмосферу S.T.A.L.K.E.R., хардкорные механики Escape from Tarkov и масштаб MMO-миров в духе Fallout.

Это амбициозный гибрид, который пытается объединить три разные игры в одной. Но что скрывается за кинематографичными трейлерами? Недавнее открытое бета-тестирование (ОБТ) дало первые ответы и породило главный раскол в сообществе, который можно описать одной фразой:


«Увидел трейлер — добавил в желаемое, увидел геймплей — убрал из желаемого».

Итак, чего на самом деле стоит ожидать от PIONER? Мы собрали всю доступную информацию о дате выхода, геймплее и реальном положении дел.

Когда выйдет PIONER? Дата выхода и платформы

Начнем с главного: полноценный релиз PIONER запланирован на 2025 год. Недавно игра прошла ключевой этап открытого бета-тестирования, который состоялся в ноябре, дав игрокам возможность опробовать основной контент. Важно отметить, что разработчики из студии GFAGames подтвердили: прогресс, полученный во время ОБТ, перенесен в релизную версию не будет.

Игра разрабатывается для ПК (Windows и Linux), а также для консолей нового поколения — PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Версий для PS4 и Xbox One не планируется. Также разработчики пока не собираются внедрять кроссплей, опасаясь проблем с балансом в PvP.

Распространяться PIONER будет по модели Buy-to-Play (B2P) — для доступа к игре потребуется единовременная покупка.

Погружение в Тартар: Мир и сюжет PIONER

События игры разворачиваются на изолированном советском острове Тартар, который после загадочной техногенной катастрофы (аномалии) был отрезан от материка. Игроков ждет мрачный открытый мир площадью около 50 квадратных километров, наполненный заброшенными бункерами, секретными лабораториями и аномальными зонами.

Сюжетная завязка следующая: игрок — бывший оперативник, который должен не только выжить в этом опасном мире, но и выполнить две главные задачи:

  1. Найти и спасти своих пропавших товарищей.
  2. Расследовать тайны мистической станции «МОГИЛЬНИК», которая, по-видимому, является эпицентром катастрофы и местным аналогом «Выжигателя мозгов» из S.T.A.L.K.E.R..

Ключевую роль в выживании и прогрессии играет взаимодействие с фракциями. На острове действует множество группировок: от «Торгового Союза» и «Стражей» (охотников на мутантов) до «Бандитов» и «Культа Ворона». Повышая репутацию у одних и враждуя с другими, игроки будут открывать новые квесты, снаряжение и сюжетные линии.

Как это играется? Деконструкция геймплея PIONER

PIONER — это в первую очередь MMOFPS (Массовый многопользовательский шутер от первого лица) с упором на реализм. Разработчики отказались от традиционных полос здоровья и уровней персонажа.

Бой и выживание

Боевая система описывается как тактическая и медленная. Это не аркадный шутер, а вязкий и методичный бой, где важна позиция и правильный подбор снаряжения. Вместо уровней, ваше состояние определяется показателями голода и отдыха. Впрочем, разработчики отмечают, что «снизили давление» этих механик, чтобы они не отвлекали от исследования мира, превратив их в систему баффов/дебаффов, а не в постоянную борьбу за жизнь.

Главная механика: Аномалии, артефакты и «энергопатроны»

Вот где PIONER пытается блеснуть оригинальностью. Игра создает уникальный геймплейный цикл, связывающий исследование и бой:

  1. Исследование (а-ля S.T.A.L.K.E.R.): Вы исследуете опасные аномалии, чтобы добыть ценные артефакты.
  2. Крафт (а-ля Tarkov): На верстаке вы используете эти артефакты и энергию аномалий для создания «энергетических боеприпасов».
  3. Бой (а-ля MMO): Обычные пули почти бесполезны против мутантов и порождений аномалий. Только созданные вами спецбоеприпасы способны эффективно уничтожать боссов и опасных врагов.

Этот цикл заставляет игроков постоянно рисковать в аномальных зонах, чтобы иметь возможность сражаться с самыми сильными противниками в рейдах и подземельях.

Прокачка без уровней

Как уже говорилось, уровней в PIONER нет. Ваша сила определяется двумя вещами:

  1. Снаряжение: Прогресс полностью основан на экипировке, которую вы находите, покупаете у фракций или создаете сами.
  2. Навыки: В игре присутствует древо навыков, разделенное на «Пути». Например, «Путь Лидера» фокусируется на кооперативной игре (позволяя помечать врагов для группы), а «Путь Искателя» и «Путь Торговца» — на соло-исследовании и крафте.

Два мира, одна игра: Революционный подход PIONER к PvE и PvP

Это, пожалуй, самая важная особенность игры, о которой нужно знать. Разработчики PIONER решили вечный конфликт между PvE- и PvP-игроками радикально: они физически разделили карту мира на две части.

Рай для одиночек: PvE-контент

Левая сторона острова — это полностью PvE-зона. Здесь PvP отключено. Игроки, которые хотят получить опыт в духе Fallout или одиночного S.T.A.L.K.E.R., могут спокойно проходить сюжетную кампанию, исследовать мир и выполнять квесты, не опасаясь удара в спину от другого игрока.

Разработчики даже предусмотрели специальный режим, который полностью скрывает других игроков (кроме тех, кто в вашей группе), превращая PIONER в полноценное одиночное или кооперативное приключение.

Контента в PvE-зоне много. Судя по бета-тесту, игроков ждут:

  • Полноценная сюжетная кампания из пяти актов.
  • Кооперативные PvE-рейды (например, рейд «Мануфактура»).
  • Мировые квесты и Мировые Боссы.
  • Неожиданное дополнение — тактическая карточная мини-игра «Бойня» (Carnage Tournament).

Опасная зона: PvP и режим "Shadowlands"

Правая сторона острова (названная «Пустые земли») — это зона свободного PvPvE. Здесь правит закон джунглей.

Внутри этой PvP-зоны находится специальный режим «Shadowlands» (Теневые земли). По сути, это встроенный extraction-shooter в духе Escape from Tarkov. Механика знакома: вы входите в зону (один или с кланом), сражаетесь с мутантами и другими игроками за самую ценную добычу, а затем должны успешно эвакуироваться, чтобы сохранить найденное.

Наказание за смерть здесь более щадящее, чем в Tarkov: вы теряете лишь часть снаряжения и ресурсов, и у вас есть шанс вернуться за своим добром, если его не подобрали другие.

Ожидания против реальности: Что на самом деле показали на Бета-тесте

А теперь о той самой ложке дегтя. PIONER страдает от классической проблемы «завышенных ожиданий». Кинематографичные трейлеры задали планку ААА-атмосферы, но реальность ОБТ оказалась иной.

Массовые отзывы игроков с беты указывают на серьезные технические проблемы. Игроки жалуются на «зернистые и постоянно мерцающие» текстуры, «неуклюжие» (clunky) движения персонажа и общее ощущение «бездушности» мира, которое никак не вяжется с атмосферой S.T.A.L.K.E.R.. Лицевые анимации также подверглись критике.

С другой стороны, есть и те, кто хвалит игру. Этим игрокам понравилась «медлительность» и тактичность боевки, «хорошее» ощущение оружия и простая система крафта. Они утверждают, что критики просто ожидали Call of Duty, в то время как PIONER — это вдумчивая «сталкероподобная» игра.

Судя по всему, правда где-то посередине. PIONER — это не отполированный одиночный шутер и не симулятор выживания с невероятной атмосферой. Это MMO-лутер-шутер с элементами «jank»-геймплея (технической неотесанности), завернутый в привлекательную советскую эстетику. Его ближайший аналог по ощущениям — это Fallout 76 на старте или Will to Live Online.

Вердикт: Кому стоит ждать PIONER?

PIONER — это невероятно амбициозный проект, который пытается угодить сразу трем аудиториям. Из-за этого он рискует не угодить ни одной. Однако если вы правильно настроите свои ожидания, возможно, это именно та игра, которую вы искали.

Кому эта игра, СКОРЕЕ ВСЕГО, НЕ ПОНРАВИТСЯ:

  • Фанатикам, ожидающим отполированного одиночного приключения в духе Metro Exodus или S.T.A.L.K.E.R. 2. Вы будете немедленно разочарованы техническим исполнением и MMO-элементами.

Кому, ВОЗМОЖНО, стоит дать игре шанс:

  1. Фанатам кооператива: Тем, кто всегда мечтал поиграть в S.T.A.L.K.E.R. с друзьями. PvE-рейды и совместное прохождение сюжета в атмосферном сеттинге могут перевесить все технические огрехи.
  2. Фанатам "Tarkov-lite": Игрокам, которым нравится идея extraction-шутера, но которые устали от постоянного стресса и хотят иметь «безопасную» PvE-зону для фарма и выполнения квестов.
  3. Любителям MMO-гринда: Игрокам, которым нравится системный гринд репутации фракций и крафт, и для которых советский постапокалипсис — это лишь приятный фон.

Успех PIONER в 2025 году будет зависеть не от того, насколько он похож на S.T.A.L.K.E.R., а от того, смогут ли разработчики отполировать свои уникальные механики (разделение карты, «энергопатроны») и исправить ворох технических проблем.